Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Булановская средняя общеобразовательная школа»
Программа
воспитательной работы
“Дети группы риска”
Программа воспитательной работы “Дети группы риска”
Введение
В настоящее время мы все чаще употребляем понятие “трудный” ребёнок. Многие огрехи семейного и школьного воспитания можно списать на то, что ребенок относится к так называемой группе риска. Для того, чтобы найти верный подход к таким учащимся, педагогу приходится выстраивать целую воспитательную систему.
Основная концептуальная идея программы воспитательной работы школы “Проблемные дети и семьи” заключается в том, что предупреждение и преодоление трудновоспитуемости – целостный процесс, осуществляемый в рамках системного подхода, предполагающего: организацию предупредительной работы с детьми; укрепление положительных качеств ребенка; адаптацию его в коллективе сверстников; педагогическую диагностику.
Основные цели и задачи программы
Цели данной программы: включение “трудного” воспитанника в социальные и внутриколлективные отношения, в систему ответственных зависимостей с обществом и коллективом, привлечением его к социально ценной деятельности с учетом имеющихся у него положительных качеств, возможностей и способностей; нормализация и регуляция взаимоотношений воспитателей и воспитуемых; использование всех имеющихся возможностей школы, семьи и общественности для создания единых педагогических позиций по отношению к “трудным” детям, формирования у них объективной самооценки, обучения их методике самостимуляции положительного поведения; снятие ребенка с внутришкольного учета .
Реализация программы развития воспитательной работы предполагает обеспечение повышения статуса этой деятельности в образовательных учреждениях:
-
создание условий приоритетности воспитания в процессе образования, единства обучения и воспитания как двух взаимосвязанных компонентов в системе образования;
-
интеграцию усилий профессионалов: учителей, воспитателей, руководителей кружков, социальных педагогов для их тесного контакта с семьей и сверстниками подростков;
-
снижение количества педагогически запущенных детей и неблагополучных семей, состоящих на учете в КДН и школе;
-
создание нормативно-организационных, управленческих условий дальнейшей разработки Программы развития и воспитания подрастающего поколения, гражданина, патриота, способного к созидательному труду, защите Отечества, проявлению духовно-нравственных качеств личности на основе положений Конвенции о правах ребенка, Закона РФ “Об образовании”.
Задачи классного руководителя в работе с проблемными семьями
Типы проблемных семей |
Задачи классного руководителя |
Семьи, в которых “трудные” родители. Это, например, одинокая мать, которой ребенок мешает устроить личную жизнь. Атмосфера, царящая в такой семье, – холодность, безразличие, отсутствие духовного контакта |
|
Семьи, в которых господствует безнадзорность. В таких семьях родители, как правило, употребляют алкоголь. Для родителей характерны культурная ограниченность, бедность чувств, отсутствие духовных связей с детьми |
|
Семьи, характеризующиеся педагогической неграмотностью родителей. Родители не понимают детей, обнаруживают полное незнание методов педагогического воздействия, недооценивают значение семейного воспитания, подрывают авторитет школы и учителей |
|
Семьи, в которых приоритет отдается материальному благополучию над духовной жизнью.Дети в таких семьях растут эгоистами, излишне практичными потребителями. Родители эти качества поощряют |
|
Семьи, в которых родители предъявляют к детям завышенные требования, часто граничащие с жестокостью. Детей часто наказывают физически, в результате чего они растут озлобленными и жестокими |
|
Основными направлениями работы школы с “трудными” учащимися являются:
1. Изучение проблемных детей.
2. Составление классным руководителем индивидуального плана работы с этими детьми.
3. Организация помощи педагогически запущенным детям.
Прежде всего классному руководителю следует выявить всех проблемных детей в классе и завести на них и их семьи карту. Для более детального знакомства с такими учащимися необходимо:
-
определить характер педагогической запущенности и неблагополучия семьи (путем систематического наблюдения за детьми, семьями учеников, результатами их деятельности);
-
установить статус педагогически запущенного ученика и ученика из неблагополучной семьи в классном коллективе, характер взаимоотношений с ними одноклассников (путем наблюдения, социометрических измерений и анкетирования), наметить способы их улучшения;
-
изучить интересы, склонности и способности такого ученика с целью возможного включения его во внеурочную кружковую, спортивную, общественно-полезную деятельность;
-
установить: входят ли педагогически запущенные дети в другие группы, компании, объединения; направленность этих групп, характер их влияния на конкретного ученика;
-
ознакомиться с положением ребенка в семье;
-
изучить нравственные ориентиры личности, воспитательный потенциала семьи и коллектива;
-
выявить ошибки в постановке задач, выборе методов и форм воспитания.
Для облегчения работы всего педагогического коллектива предлагается составить диагностическую карту “трудного” ребенка. Для этого понадобится:
-
составление карточек с указанием: фамилии, имени, отчества, года рождения, класса, состояния здоровья, успеваемости, характера, поведения, общественной активности, состава семьи, педагогической обстановки и эмоциональных отношений в ней, семейных проблем;
-
проведение анкетирования с целью выявления трудновоспитуемых детей в классе;
-
установление характера педагогической запущенности, отношения к учебной деятельности, причин отставания, проявления волевых качеств;
-
определение коллективного отношения к окружающим, к себе, к своей семье, к группировкам микрорайона;
-
изучение познавательных интересов, способностей и профессиональных намерений.
В младшем возрасте проявляются последствия неправильного семейного и детсадовского воспитания. Дети не умеют играть со сверстниками, общаться с ними, управлять собой, трудиться сообща, старательно выполнять работу. Очень важно на данном этапе выявить детей, отстающих в развитии, с трудным характером, слабо подготовленных к школе, и обратить внимание на сложность усвоения нового режима жизни и деятельности, специфику взаимоотношений с учителями, изменение отношений с семьей, затруднения в учебной деятельности и выполнении домашних заданий.
Классный руководитель должен:
-
научить детей самостоятельно готовить уроки, преодолевать трудности;
-
создавать “ситуацию успеха” для таких учащихся;
-
вовлекать ребенка в интересующую его деятельность (игру, труд, учебу, досуг);
-
обучать правильно относиться к неудачам, исправлять ошибки;
-
учить уважать товарищей и взрослых;
-
развивать умение прощать друг другу слабости и недостатки.
Воспитательная работа с учащимися
-
Работа с коллективом учащихся.
-
Деятельность, направленная на выявление педагогически запущенных детей через коллективные творческие дела, классное самоуправление и т. д.
-
Индивидуальная работа со слабоуспевающими.
Организация помощи педагогически запущенным детям
Направления работы, мероприятия |
Сроки исполнения |
Ответственный |
1. Организация педагогической помощи |
||
1.1. Создание благоприятных условий для развития личности учащихся. |
В течение года |
Классный руководитель |
1.2. Отслеживание пробелов в знаниях, умениях и навыках учащихся. |
Постоянно |
Администрация, учителя-предметники |
1.3. Проведение дополнительных занятий, консультаций. Снятие “синдрома неудачника”. |
По расписанию |
Учителя-предметники |
1.4. Укрепление положения детей в классном коллективе, помощь учащимся в выполнении общественных поручений. |
В течение года |
Классный руководитель, старший вожатый, зам. директора по ВР |
1.5. Формирование положительной “Я-концепции”. |
В течение года |
Классный руководитель, психолог |
1.6. Оказание медицинской помощи родителям педагогически запущенных детей и учащимся из неблагополучных семей |
В течение года |
Классный руководитель, психолог, администрация |
2. Организация медицинской помощи |
||
2.1. Проведение диспансерного осмотра детскими врачами с целью диагностики отклонений от нормального поведения, причин психофизиологического, неврогенного характера. |
Систематически |
Фельдшер, родители |
2.2. Предупреждение привычек к курению, влечению к алкоголю и токсичным средствам:
лекции для родителей:
|
В течение года по планам классных рукоководителей |
Классные руководители, фельдшер, психологическая служба |
2.3. Половое просвещение детей, решение проблем половой идентификации |
В начале года |
Классный руководитель, врач |
3. Организация психологической помощи |
||
3.1. Изучение психологического своеобразия учащихся (наблюдение, беседы). |
В течение года |
Психолог |
3.2. Выявление проблем семейного воспитания (наблюдение, беседы). |
В течение года |
Психолог |
3.3. Психологическое консультирование с целью помочь ребенку разобраться в своих проблемах и подсказать, как их можно было бы решить. |
Систематически |
Психолог, Центр медико-психолого-педагогического сопровождения детей |
3.4. Индивидуальные беседы с учащимися с целью помочь им совершать более осознанные поступки. |
Систематически |
Психолог |
3.5. Организация работы психологического тренинга “Толерантность” для детей из неблагополучных семей |
1 раз в неделю |
Психологи района |
4. Организация свободного времени |
||
4.1. Изучение интересов и способностей учащихся. |
В течение года |
Классный руководитель |
4.2. Вовлечение детей в кружки, секции, общественно полезную деятельность, детские общественные организации. |
Сентябрь – октябрь |
Классные руководители, старший вожатый, родители |
4.3. Изучение читательских интересов, запись в библиотеку, отслеживание периодичности ее посещения, помощь в составлении списка интересных и необходимых для развития книг. |
Сентябрь |
Библиотекарь |
4.4. Изучение участия детей в неформальных объединениях по месту жительства. |
В течение года |
Классные руководители |
4.5. Поощрение любых видов художественного и технического творчества детей и участия их в общественных и классных делах. |
В течение года |
Классный руководитель, старший вожатый |
4.6. Организация сезонных оздоровительных досуговых школьных лагерей и детских площадок |
Сентябрь, ноябрь, январь, март, июнь |
Классный руководитель, начальник лагеря,администрация,старший вожатый |
План мероприятий по работе с педагогически запущенными детьми и неблагополучными семьями
Наименование мероприятий |
Сроки исполнения |
Ответственные |
1. Выявление педагогически запущенных детей и неблагополучных семей |
В течение года |
Администрация, классные руководители, инспектор по работе с педагогически запущенными детьми |
2. Изучение причин социально-педагогической запущенности ребенка |
По мере выявления |
Классный руководитель, психолог, инспектор по работе с педагогически запущенными детьми,КДН |
3. Ведение картотеки педагогически запущенных детей и неблагополучных семей |
В течение года |
Администрация, классный руководитель, инспектор по работе с педагогически запущенными детьми |
4. Собеседование с классными руководителями 1–4 классов по профилактике правонарушений |
1 раз в полгода |
Администрация |
5. Разработка и распространение памяток поведения в семье среди подростков |
Сентябрь – октябрь |
Руководитель методического объединения (далее – МО), зам. директора по ВР |
6. Заседания Совета по профилактике правонарушений |
1 раз в месяц |
Администрация, |
7. Заседание малого педсовета с приглашением родителей педагогически запущенных детей |
По мере необходимости |
Администрация, классные руководители |
8. Психологический тренинг “Толерантность” |
1 раз в неделю |
Психологи района |
9. Рейды в неблагополучные семьи и семьи педагогически запущенных детей |
По мере необходимости |
Классные руководители, инспектор по работе с педагогически запущенными детьми |
10. Изучение положения подростка в коллективе |
По мере необходимости |
Классные руководители, психолог |
11. Консультации для детей и родителей |
Систематически |
Администрация, психолог, врач |
12. Беседа с педагогически запущенными детьми и родителями по профилактике правонарушений |
1 раз в месяц |
Администрация |
13. Лекции для родителей и педагогически запущенных детей |
Систематически |
Администрация, Центр медико-психолого-педагогического сопровождения детей, психолог |
14. Единый день отказа от курения |
Ноябрь |
Классные руководители, зам. директора по ВР |
15. Единый день профилактики правонарушений |
Декабрь |
Администрация, классные руководители |
16. Единый день борьбы с наркотиками “За здоровый быт и трезвые традиции” |
Март |
Администрация, классные руководители |
17. Всемирный день здоровья |
Апрель |
Администрация, классные руководители |
Для повышения качества воспитательной деятельности по профилактике правонарушений и целенаправленного ее развития необходимо методическое обеспечение программ воспитания. Работа в этом направлении также должна проводиться в соответствии с планами.
План подготовки методического обеспечения для работы с педагогически запущенными детьми
Мероприятия |
Сроки исполнения |
Ответственные |
1. Работа МО классных руководителей |
В течение года |
Зам. директора по ВР, руководитель МО |
2. Заседания творческой группы по работе с семьей “Взаимодействие семьи и школы” |
1 раз в четверть |
Руководитель творческой группы |
3. Подготовка выпуска методических рекомендаций по работе с педагогически запущенными детьми и неблагополучными семьями |
Апрель |
Зам. директора по ВР, инспектор по работе с педагогически запущенными детьми, руководитель МО |
4. Работа с правоохранительными органами, КДН |
В течение года |
Администрация |
5. Подготовка выставок книг по данной проблематике |
1 раз в четверть |
Библиотекарь |
6. Разработка положения о постановке на внутришкольный учет и снятии с учета |
Октябрь |
Зам. директора по ВР |
7. Составление плана работы школы по профилактике курения и наркомании |
Декабрь |
Заместитель директора по ВР и УВР |
8. Создание Штаба по беспризорности и безнадзорности |
Сентябрь |
Администрация |
Литература
1 |
Деятельность классного руководителя в организации воспитательно-профилактической работы с несовершеннолетними и их семьями / Криволап Н. С. – 3-е изд., перераб. и доп. – Минск: Красико-Принт, 2002. – 96 с. – ISBN 985-405-121-8. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 |
Куликова Е. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 |
Маленкова Л. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 |
Лушгина И. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 |
Старкова Е. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 |
Ушенина Т. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7 |
Беляева Л. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8 |
Дементьева И. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9 |
Неретина Т. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10 |
Фигдор Г. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11 |
Рыбина Л. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
12 |
Лебедев аА. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
13 |
Как помочь родителям трудных детей // Ребёнок в детском саду. – 2003.-N 5. – с.78-85. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
14 |
Трудные дети // Дошкольное воспитание. – 2003.-N 12. – с.72-76. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
15 |
Сергеева В. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
16 |
Голикова М. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
17 |
Пятаков Е. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
18 |
Приемы стимулирования волевых усилий трудного подростка // Педагогическая техника. – 2004.-N 3. – с.120-122. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
19 |
Тихомирова Н. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
20 |
Зотова Л. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
21 |
Журавлев Д. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
22 |
Тихомирова Н. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
23 |
Бусыгина Н. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
24 |
Шульга Т. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
25 |
Зикратов В. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
26 |
Будникова Н. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
27 |
Рогаткин Д. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
28 |
Осипова И. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
29 |
Брылева О. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
30 |
Положение о социальной гостиной // Юридический журнал директора школы.- 2006.- № 3.- С. 32 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
31 |
Андрияхина Н. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
32 |
Рехлицкая Г. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
33 |
Дараган И. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
34 |
Петрова Л. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
35 |
Балацкая И. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
36 |
Спутник классного руководителя. – М: Педагогический поиск, 2001. – 193 с. – ISBN 5-901030-48-6. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
37 |
Дубровина И. В. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
38 |
Кукушин В. С.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Булановская средняя общеобразовательная школа»
Программа
воспитательной работы
“Дети группы риска”
Программа воспитательной работы “Дети группы риска” Введение В настоящее время мы все чаще употребляем понятие “трудный” ребёнок. Многие огрехи семейного и школьного воспитания можно списать на то, что ребенок относится к так называемой группе риска. Для того, чтобы найти верный подход к таким учащимся, педагогу приходится выстраивать целую воспитательную систему.
Основная концептуальная идея программы воспитательной работы школы “Проблемные дети и семьи” заключается в том, что предупреждение и преодоление трудновоспитуемости – целостный процесс, осуществляемый в рамках системного подхода, предполагающего: организацию предупредительной работы с детьми; укрепление положительных качеств ребенка; адаптацию его в коллективе сверстников; педагогическую диагностику.
Основные цели и задачи программы
Цели данной программы: включение “трудного” воспитанника в социальные и внутриколлективные отношения, в систему ответственных зависимостей с обществом и коллективом, привлечением его к социально ценной деятельности с учетом имеющихся у него положительных качеств, возможностей и способностей; нормализация и регуляция взаимоотношений воспитателей и воспитуемых; использование всех имеющихся возможностей школы, семьи и общественности для создания единых педагогических позиций по отношению к “трудным” детям, формирования у них объективной самооценки, обучения их методике самостимуляции положительного поведения; снятие ребенка с внутришкольного учета . Реализация программы развития воспитательной работы предполагает обеспечение повышения статуса этой деятельности в образовательных учреждениях:
Задачи классного руководителя в работе с проблемными семьями
Основными направлениями работы школы с “трудными” учащимися являются: 1. Изучение проблемных детей. 2. Составление классным руководителем индивидуального плана работы с этими детьми. 3. Организация помощи педагогически запущенным детям. Прежде всего классному руководителю следует выявить всех проблемных детей в классе и завести на них и их семьи карту. Для более детального знакомства с такими учащимися необходимо:
Для облегчения работы всего педагогического коллектива предлагается составить диагностическую карту “трудного” ребенка. Для этого понадобится:
В младшем возрасте проявляются последствия неправильного семейного и детсадовского воспитания. Дети не умеют играть со сверстниками, общаться с ними, управлять собой, трудиться сообща, старательно выполнять работу. Очень важно на данном этапе выявить детей, отстающих в развитии, с трудным характером, слабо подготовленных к школе, и обратить внимание на сложность усвоения нового режима жизни и деятельности, специфику взаимоотношений с учителями, изменение отношений с семьей, затруднения в учебной деятельности и выполнении домашних заданий. Классный руководитель должен:
Воспитательная работа с учащимися
Организация помощи педагогически запущенным детям
План мероприятий по работе с педагогически запущенными детьми и неблагополучными семьями
Для повышения качества воспитательной деятельности по профилактике правонарушений и целенаправленного ее развития необходимо методическое обеспечение программ воспитания. Работа в этом направлении также должна проводиться в соответствии с планами. План подготовки методического обеспечения для работы с педагогически запущенными детьми
Литература
|