Образование на селе с XIX века по 90-е г.г. XX века.

Заботы о школе появились у первых поселенцев только на 16 году образования села.

Просвещение в селе началось с церковно-приходской школы , которая размещалась в сторожке при церкви и просуществовала до 1919 г. Первыми учителями стали дьякон и его жена . В 1843 году открыли две министерские школы для мальчиков и девочек. 36 лет в этих школах учительствовал местный священник Иоанн Шильников, пользовавшийся особенным уважением учащихся и прихожан. Помощником при нем состоял с 1869 до 1879 года местный крестьянин Фома Михайлюков. Число учащихся в мужской школе было от 100 до 140, а в женской от 60 до 75. Такое число учащихся детей для села имеющего более 600 домов, в котором детей школьного возраста не менее 500 человек, крайне недостаточно, что объясняется размерами школьных помещений. Поэтому в 1894 году епархиальным начальством была открыта церковная школа грамоты, размещавшаяся в церковной сторожке.

 фото 1

Учителем этой школы был назначен священник Виктор Преображенский. В 1899 году она, по причине ведения успешного дела была переименована в церковно-приходскую, но школа эта могла вмещать в себя не более 40 человек. «Ввиду этого по инициативе местного священника Павла Марсова с разрешения епархиального начальства положено в 1900 году начало постройки собственного здания для церковно-приходской школы, которое 9 октября 1901 г., торжественно было освящено епархиальным наблюдателем в присутствии уездного наблюдателя, местного благочинного и др. священников, а 10 октября в школе были открыты учебные занятия. Стоимость постройки с классной мебелью простирается до 3300 рублей. Епархиальным училищным советом было отпущено на этот предмет 1300 руб.; остальные средства доставлены главным образом церковно-приходским попечительством, а частью поступили от доброхотных жертвователей. Школа покрыта железомом на четыре ската. Помещение внутри 21х10 аршин, вышины от пола до потолка 4 ½ аршин. Классная комната 13х10 аршин, достаточно светлая-11 окон. При школе имеется квартира для учителя с кухней, раздевальня для учеников. Из надворных построек имеются: амбар, сарай для склада топлива, ледник, хлев для скота. Двор огорожен каменною стеной. От церкви школа на расстоянии 40 сажень. Заведующим и законоучителем церковной школы состоит священник Константин Дмитриев; первым учителем Семен Коняхин, из мещан домашнего образования, имеет звание учителя начального училища; на учительском поприще состоит с 1895 года, на настоящем месте с сентября 1901 года, 2-м учителем — штатный дъякон В.И.Преображенский. Количество учащихся 92-110 учеников. За два года существования школы в ней окончило курс 24 человека. Отношение к школе жителей симпатичное, так как школа вполне удовлетворяла своему назначению. Ученики принимают участие в церковном чтении и пении. Церковно-школьный хор состоит из 37 человек. Бывшие воспитанники школы пользуются книгами из библиотеки, которая состоит из 300 экземпляров. Книгами из библиотеки пользуются и посторонние — взрослые; вообще охота здесь к чтению сильно развита. При школе имеется волшебный фонарь, при помощи которого в ней устраиваются чтения с туманными картинами, которые, кроме учащихся, охотно посещаются и взрослыми».(Семен Коняхин, «Оренбургские епархиальные ведомости», 1904г., №1-24)

В 1899-1900 годах численность жителей села Буланово составляла 4 535 человек, число учащихся министерских школ-203, число учащихся церковной школы-43. С 1901 г. в церковно-приходской школе работал Семен Коняхин(из мещан). Из записок, оставленных именно им, Семеном Коняхиным ,мы узнаем ,что школу посещали примерно 50% детей школьного возраста. Остальные оставались неграмотными. Это, в основном , девочки, а также мальчики из бедных семей.

фото 2Три года обучались дети в церковно-приходской школе, где учились читать, писать и считать. В школе существовала система телесных наказаний. За подсказку , например, били линейкой по голове. Дети не любили предмет под названием «Закон Божий», который сводился к механическому заучиванию наизусть молитв, псалмов, основ христианской православной религии.

Имя Варвары Михайловны Тарховой, окончившей курс в Тверском епархиальном училище и работавшей в Булановской начальной 3-х годичной школе с 1904 г., с огромной благодарностью вспоминало самое старшее поколение жителей села. Она работала учительницей и заведующей школы. Именно она привила ученикам любовь к Пушкину, Тютчеву, Некрасову. «Охота к чтению,-пишет Коняхин,- здесь сильно развита». Помогала Варваре Тарховой вторая учительница Елизавета Алексеева, окончившая курсы в Оренбургской женской прогимназии. Мария Соловьева, вдова священника, также преподавала в женском училище, попечителем которого был местный житель И.М. Милованов.

Школа размещалась в стенах бывшего клуба (ныне в районе домов В.К. Аполинарьевой и В.И. Морозовой). Обучение было раздельное: классы для мальчиков и для девочек располагались по противоположным сторонам здания.

Отапливались школы кизяком-по 150 штук с ученика. Ремонт школ осуществлялся за счет сельского общества. Местное население к проблемам школы относилось сочувственно.

После японской войны (1904-1905 г.) открыли сначала 4-ый , а затем 5-ый классы. Появилась в Буланово двухклассная министерская школа, первым заведующим которой назначили Егора Егоровича Иванова.

фото 3

В связи с приростом населения (1914-1917 г.) земство открыло ещё одну начальную 2-х годичную школу, учащиеся которой занимались на частных квартирах: один класс у Ложкиных, второй у Будкова. Количество учащихся было примерно 30-40 человек. Обучение было платное. Земские школы были наиболее прогрессивные. В них велись такие предметы, как чтение, Закон Божий, грамматика, рисование, пение, арифметика, физкультура.

При школе были квартиры для 4-х учителей. Большинство учителей жили на частных квартирах. Никаких общественных работ учителя не проводили. Церковно — приходская школа просуществовала до Октябрьской революции.

В 1916 г. Крестьяне Буланово обратились к земству с просьбой об открытии в селе учебного заведения, хозяйственное содержание которой жители села брали на себя. Земство эту просьбу удовлетворили. (Оренбургское земское дело. 1916 – №4,5. – С. 2; №6. – С.17). «Нашим мужикам не верится, что из мужика мог быть учитель или какой деятельный человек. Пришлите на встречу нашему несчастному мужику и выведите его из тьмы невежества. Это ваша самая главная работа поднять из грязи нашего серого мужика и молодые крестьяне вечно вас не забудут», – говорилось в письме. (Оренбургское земское дело. – 1916. – №4 — 5. – С.2).

Таким образом, к 1917 году в Буланово были:

-Земская двухгодичная начальная школа с совместным обучением;

-трехгодичная мужская школа;

-трехгодичная женская школа;

-4-й и 5-й классы с совместным обучением;

-церковно-приходская трехгодичная школа для мальчиков, 13 классов по 30-40 учеников в каждом! Около пятисот учащихся!

Революция 1917 года изменила жизнь всей страны и нашего села. В годы революционных событий и гражданской войны в селе школа не работала, не имелось учителей. Голод 1921-1922 года тяжело отразился на образовании всей страны. В августе 1922 г. Николая Сергеевича Коломытцева назначили заведующим Булановской школы 1 ступени, т.е. начальных 4-х классов. В этом первом после Гражданской войны году, в школе числилось только 9 учеников 1 класса. Тогда школу ещё не включили в бюджет, и Николай Сергеевич работал на договорных началах. За год работы он получил 20 пудов проса, мешок ржи, ячменя и пшеницы.

-Тяжелым был мой первый год — вспоминал позднее Николай Сергеевич Коломытцев. -Ни книг, ни тетрадей, ни учебников ни пособий не было. Занимались по букварю «Долой неграмотность». Писали на обоях. В 1925 г. в селе был образован первый пионерский отряд из 12 человек. Торжественного принятия в пионеры не было.Из воспоминаний первой пионерки Шабельниковой Марии Федоровны:

«Мне вспоминается один из мартовских дней той поры. Учительница оставила нас после занятий , провела беседу, а потом спросила: «Кто хочет стать пионером? Поднимите руку».Мы поднимали руки робко, потому что многие боялись родителей. Тех, кто поднял руку, записали и стали считать пионерами.

Организатором была первая учительница Коломытцева Фекла Игнатьевна. Она с нами читала книги, разучивала песни.»

6 ноября 1926 г. в клубе комсомолка, первая пионервожатая Булановской школы Мария Михайловна Костюкова торжественно повязала пионерам красные галстуки.

Пионер тех лет Дмитрий Иванович Лопин вспоминал: «Пионеры вели работу по ликвидации неграмотности. Почти за каждым пионером закреплялось по несколько семей, с которыми проводили занятия по вечерам. Занятия начинались, как правило, уже в зимнее время, когда все с полей было убрано». Много дел было у пионеров тех лет: ликвидация неграмотности, культурно-массовая работа среди населения, помощь колхозу, дежурство на почте, помощь отстающим ученикам и многое другое.В 1928 году была организована при школе комсомольская организация. Главной задачей первых пионеров и комсомольцев являлась хорошая учеба.

К 1928 году зарплата учителя составляла 12 рублей. В школе 5 педагогов. Это супруги Коломытцевы, Никольские и Варнавская.

Село являлось многодетным, требовалась школа-семилетка. На собрании родителей учеников 4 класса избрали ходоков — Николая Сергеевича Коломытцева, Михаила Колегаева, Якова Осетина и направили в Каширинский райисполком добиваться открытия в Булановской школе в 28-29 годах пятого класса. Благодаря помощи секретаря райкома партии Фреева, вопрос решили положительно. Открыли 5-ый класс. Впервые ввели должность директора. Первым директором стал Николай Сергеевич Коломытцев. В школе уделяли внимание внеклассной работе. Налаживалась культурная жизнь села, в которой большую роль играли учителя и ученики школы: концерты художественной самодеятельности, спектакли комсомольцев, физкультурные выступления пионеров, проводились утренники. Учителя, а также три работника детдома возглавили совет избы-читальни (библиотеки). Педагоги читали лекции, доклады. А каким поющим было село! Сколько замечательных русских и украинских песен звучало в те времена. В начале 30-х годов прошлого столетия в школе стали функционировать 6 и 7 классы.

К 1935 году в Буланово действовали три здания школы, которые размещались в разных местах села. Одна размещалась на месте бывшего детсада, вторая — по улице Советской(сгоревшая в 1985 году бывшая поликлиника), третья — саманная( на месте огорода Петиных). В этой связи учителям приходилось в течение дня перемещаться из одной школы в другую. Рассказывает Раиса Андреевна Калмыкова: «Я начала работать в Булановской школе с 1935 года. Большие были неудобства в работе, что мешало и учебно-воспитательной работе. Было три школьных здания, и они были разбросаны по селу. Здание, где был детский сад, – это было старое ветхое здание с провалившимся потолком. Да и он действительно провалился, хорошо, что мы детей успели спасти. Жертв не было. И здание саманное, оно считалось лучшим. В коридоре долго был земляной пол, его зацементировали. Вновь приехавшие люди в наше село, спрашивали: – Это что, конюшня или птичник? Учителям приходилось бегать, в полном смысле. Это продолжалось примерно до 1938 года». В разные годы существования Булановской школы крестьянской молодежи ее возглавляли такие замечательные педагоги, как Николай Сергеевич Коломытцев, Максим Артемович Воропаев, Иван Лазаревич Лысенко.

фото 4

В 1938-1939 учебном году в селе открылся 8 класс, в 1939 — 1940 м — девятый, в 1940 — 1941м — десятый класс. Школа стала средней. Первый выпуск из десятилетки состоялся в день начала Великой Отечественной войны.

фото 5

Все ушли из школы на фронт в 1941 году.

1. Данилов Алёша

2. Лимарев Вася

3. Фисенко Алёша

4. Цыгулев Андрей

5. Аушев Гриша

6. Лопин Митя

7. Цыгулев Коля

8. Сотников Ваня

9. Буланов Коля

На фронт ушли и учителя того времени — Федор Николаевич Копылов и Петр Кузьмич Аушев. Мужественно сражались на фронтах Великой Отечественной, а потом работали в школе: Федосов И.А., Калмыков И.И., Пищугин И.В., Миляев И.П., Мячин М.А., Коломотцев Г.П.

фото 6

Учащиеся 10 класса, выпуск 1946 год (учителя: Степаненко Е.И., Толстов С.С.,Судоргина Р.А.,Сафронов Г.Г., Сидоренко Ф.А., Миляев И.П.Пеннер И.Я., Путилова А.С.).

После войны по решению райисполкома было начато строительство нового здания школы.

фото 7

В 1954 года она приняла первых учеников. Эта школа действовала без малого 50 лет до ноября 2003 года. В 60-70-е годы в ней работали такие замечательные учителя, как В.Я. Бледных, В.С.Бледных, И.И. Калмыков, Р.А. Калмыкова, Г.Д. Бровкова, Н.М. Бровков, И.А. Федосов, Т.Н. Малахов, П.Х. Спицын, А.П. Калмыкова, Р.П.Карпова, А.И. Костюкова, В.И. Погорелова, И.П. Миляев, Б.С. Полестинер. Каждый из них отдал педагогическому труду более тридцати лет.

фото 8

Учителя 1966-1967 гг. :Бокова (Погорелова) Вера Ивановна, Деревянкина Клавдия Романовна,
Калмыкова Анна Пантелеевна, Нечаева Любовь Серафимовна, Малахова Тамара Ивановна,
Костюкова Анна Никитична, Мячина Евдокия Егоровна.

фото 9

Педколлектив школы 1969 года.

фото 10

Бровков Н.М., Миляев И.П., Бледных В.Я., Калмыков И.И.

фото 11

Линейка 1 сентября 1974 года.

80-е — 90-е годы — это годы обновления педколлектива школы. Это объясняется вполне естественными процессами: ушли на заслуженный отдых директор школы Калмыков И.И., ветеран В.О. войны, награждённый многочисленными боевыми орденами. Окончив пединститут, отделение истории, он не только возглавлял школу, но и, естественно, вёл уроки истории и обществознания. Кроме того, вёл большую общественную работу на селе, возглавлял Совет ветеранов. Именно под его руководством начал функционировать радиоузел на селе, по которому дважды в неделю читались лекции на самую различную тематику: о воспитании детей, об итогах учебно-воспитательной работы в школе, о нравственном и трудовом, военно-патриотическом воспитании детей, и многом другом. Ушли на заслуженный отдых Калмыкова Р.А., прекрасный педагог по русскому языку и литературе, Костюкова А.Н., Спицына П.К., Миляев И.П. и другие.

Калмыкова Р.А.
Калмыкова Р.А.
Миляев И.П.
Миляев И.П.

 По семейным обстоятельствам переехали в г. Оренбург: Курганская М.Н., Калмыкова Е.Г., учитель русского языка, Королёва В.В.(банкир), Деревянкина К.Р., учитель по математике, Пчелинцева М.Г., которая была географом, биологом и заведовала пришкольном участком. Трудяга по природе, она заведовала теплицей, в которой вместе с ребятами выращивала рассаду помидоров, капусты, цветов, а затем всё это высаживалось в парники, расположенные за школой. Школа получала большую прибыль от продажи населению рассады помидоров, капусты. Именно в этот период в школе был огромный пришкольный участок, на котором выращивались не только овощи, но и росли стройными рядами яблоки, смородина, крыжовник и другие культуры. В то же время продолжали преподавательскую деятельность Малахова Т.И., Погорелова В.И., Нечаева Л.С., учителя начальных классов, Н.С.Жилякова, Калмыкова А.П., «отличник просвещения». Это были сильные учителя, которые передавали детей в средние классы подготовленными к успешному усвоению различных дисциплин.

Малахова Т.И.
Малахова Т.И.
Погорелова В.И.
Погорелова В.И.
Нечаева Л.С.
Нечаева Л.С.

 

Петин В.Е.
Петин В.Е. 

В этот же период в школе преподавали Петин В.Е. (фото 17) «старший преподаватель», один из сильнейших математиков района, дети которого постоянно занимали призовые места в районе и области.

Петина А.И.
Петина А.И.

Петина А.И. (фото 18), биолог, которая продолжила традиции Пчелинцевой М.Г., заведуя теплицей и пришкольным участком. Ей присвоено звание «Отличник просвещения».

 

Ивлева М.Н.
Ивлева М.Н.

Ивлева М.Н., географ по профессии. Окончив Оренбургский пединститут с красным дипломом, она вплоть до отъезда в Башкирию преподавала

Пирогова Л.П.
Пирогова Л.П.

географию, вела краеведческий кружок, организовывала туристические походы, пользовалась большим уважением среди работников. В школе функционировала своя партийная организация, которую возглавляла учитель математики, завуч по учебной части Пирогова Л.П. (фото 20) , позже переведённая в п.Уранбаш по просьбе РОНО.

Открытые партийные собрания, на которые приглашался весь педколлектив, проходили бурно, с обсуждением назревших вопросов. Но коллектив отличался сплоченностью, высокой профессиональностью, доброжелательностью, принципиальностью. Никогда в коллективе не было склок, выяснения каких-либо отношений.

После Калмыкова И.И. школу возглавил Бровков Н.М.

Бровков Н.М.
Бровков Н.М.

Это был образованнейший педагог своего времени, поэт (его стихи печатались в районной газете «Заря»), пользовался непререкаемым авторитетом в школе и на селе. Он был делегатом Всесоюзного съезда учителей в 1978 году, ему присвоено почетное звание «Отличник просвещения».

Бок о бок с Николаем Михайловичем работала Бровкова Г.Д.

Бровкова Г.Д.
Бровкова Г.Д.

Это была не только его жена, но и соратник. Окончив Курский пединститут с красным дипломом, она по распределению попала в наше село и связала свою жизнь с ним. Прекрасный, знающий педагог — физик, она длительное время работала организатором по воспитательной работе. Учащиеся школы под её руководством проводили прекрасные тематические вечера, встречи с интересными людьми, заседания комитета комсомола, на которых обсуждались учебные, трудовые и спортивные дела школы. За свой добросовестный труд она награждена знаком «Отличник просвещения».

Ушаков Г.В.
Ушаков Г.В.

В 80 — 90е года довольно часто менялись руководители школы. После ухода с должности директора Н. М. Бровкова (по болезни) школу возглавил Ушаков Г.В. (фото 23), но проработал в школе один год и был наначен заведующим Октябрьского РОНО.

После него возглавила школу

Аполинарьева В.К.
Аполинарьева В.К.

Аполинарьева В.К., пришедшая в школу в 1979 году, с начала и до самого конца своей преподавательской деятельности, работавшая учителем русского языка и литературы, заместителем директора по воспитательной и учебной работе, директором, но самое главное её дело — преподавание русского языка и литературы.

За свой добросовестный труд. Валентине Кирилловне присвоено звание «Старший учитель», она награждена грамотой Министерства просвещения РСФСР, присвоено звание «Отличник народного просвещения». Её фотография была занесена на Доску Почёта Октябрьского района, а её имя вписано в Книгу Почёта Оренбургской области.

Бледных В.С.
Бледных В.С.
Карпова Р.П.
Карпова Р.П.

Десятки лет своей жизни отдали Бледных В.С. (фото 25) учитель русского языка и литературы, Бледных В.Я., преподаватель технологии. Знающий специалист, он не раз защищал честь Октябрьского района на областных слётах. Немало сил, знаний и умений вложила в своих учеников учитель химии Карпова Р.П. 

Есть у одного из русских поэтов такие слова: «Учителями славится Россия -ученики приносят славу ей». Эти слова в родной мере можно отнести к преподавателю физической культуры Малахову А.Г. Это выпускник нашей школы, влюбленный в свою профессию. Его ученики не раз завоёвывали призовые места в различных видах спорта в районе, области. Жаль, что мало он поработал в родной школе. Развал Советского Союза, длительные невыплаты зарплат привели к тому, что он вынужден был уехать в Оренбург, сменить профессию, о чём он сожалел долгое время. Но благодарный его ученик Барбашин Валерий Александрович увековечил имя своего любимого учителя. Став материально твёрдо на ноги, он в 2011 году учредил для родной школы ежегодную премию в память об А.Г. Малахове для лучших учителей и учеников родной школы.

фото 27Выше сказанные слова, обращенные ко всем учителям, очень близки и к ещё одному педагогу – «Отличнику просвещения» Федосову Ивану Алексеевичу.

Ветеран Великой Отечественной войны, человек, награждённый множеством боевых орденов, потерявший ногу в само конце войны, когда Советский Союз уже вёл войну с Японией, он вернулся после ранения домой, преподавал сначала физическую культуру, а затем труды и «Начальную военную подготовку». Он так влюблён был в свою работу, что военная подготовка юношей старших классов стала делом их жизни. Многие «сильные» в плане здоровья и учёбы юноши стали офицерами Советской Армии: Дрожжин Виктор, Калмыков Александр, Колесников Александр, Бердников Виктор, Мощенко Александр, Дубровцев Андрей и другие.

В школе еще Калмыковым И.И, а затем и Н.М. Броковым создана производственная бригада, которая отвечала за трудовую деятельность в школе в целом. Были созданы подразделения полеводов, овощеводов, животноводов, экологов и другие.

фото 28

В годы, когда школу возглавила Аполинарьева В.К., нашу школу в местном колхозе «Родина» называли пятой бригадой. Валентина Кирилловна должна была присутствовать на заседаниях правления колхоза, утренних планёрках, на которых очень часто решались школьные проблемы. К школе был пристроен спортзал – его нужно было доводить до ума. Поэтому вся краска, побелка, нужный стройматериал были поставлены за счет колхоза. В то время колхоз возглавлял Спицын А.И, а затем Анашкин Н.Н. За счет колхоза было пристроено здание столовой, закуплено всё оборудование для пищеблока, и затем всё время со склада шефствующего колхоза завозились продукты: сахар, макаронные изделия, горох, фасоль, пшено, гречка, мясо, масло растительное. В свою очередь, когда наступала страдная пора, старшеклассники работали на стрижке овец, на сенокосе, принимали участие в уборочной компании, а девушки в течение года 1 — 2 раза в неделю после уроков ходили на молочную ферму и помогали доить коров.

Когда подходило время подводить итоги, а это, как правило, происходило к 1 сентября, на торжественной линейке Алексей Иванович вручал грамоты и ценные подарки особо отличившимся в летний период школьникам. Особенно запомнились ребятам поездки по местам, где воевали молодогвардейцы. Дети в количестве 30 человек побывали в Краснодоне, на Донбассе, побывали на могиле расстрелянных молодогвардейцев; другая группа ребят посетила места, связанные с жизнью великого поэта Александра Сергеевича Пушкина Михайловское, Псков, Москва, Ленинград. Третья группа старшеклассников совершила круиз по Черному морю.

фото 29

В течение двух недель наши ребята плавали по морю, ночью спали в каютах, а утром теплоход входил в гавань очередного приморского города, где совершались экскурсии. Ребят знакомил экскурсовод с достопримечательностями городов, а потом возвращение на теплоход. Наутро снова новый город, и так целых 2 недели.

фото 30

Впечатлений от этих поездок было много. Такими поездками награждали ребят, которые отлично учились, занимали призовые места в различных спортивных соревнованиях в районе и области, тех, кто летом добросовестно работал на полях и фермах родного колхоза.

Поездка в город Ленинград
Поездка в город Ленинград
Образование на селе с XIX века по 90-е г.г. XX века.
Поездка в Пушкинский Государственный заповедник

За отличную и хорошую учёбу ученик 7 класса Аполинарьев Юрий был награждён путёвкой в международный лагерь «Орлёнок», где он пробыл в течение 45 дней. Ученица 9 класса Петина Люда была награждена путёвкой в международный лагерь «Океан», что находился на берегу Тихого океана.

Аполинарьев Ю. в лагере «Орленок»
Аполинарьев Ю. в лагере «Орленок»

Именно в этот период школе были подарены колхозом новый колёсный и гусеничный тракторы, выделено поле в 40 гектаров.

Валентина Кирилловна, проработав 10 лет директором школы, ушла с занимаемого ей поста ввиду тяжелейшей болезни мужа, но школу передала в надёжные руки выпускника Булановской школы, окончившего Оренбургский пединститут, Цыгулёва Александра Владимировича, вернувшегося с семьёй к тому времени в родное село и родную школу.

Нина Петровна, жена А.В. Цыгулёва, – физик по специальности. Она вернулась на своё прежнее место — преподавать физику в школе, куда по окончании пединститута она была распределена по направлению. (Вспоминается 1-ая встреча с ней: 1-ое сентября, торжественная линейка, посвящённая Дню знаний, секретарь школьной комсомольской организации Жаданова Галина вручает огромный букет роз любимому учителю. Это дорогого стоит!) За свой труд она награждена значком «Отличник просвещения». Александр Владимирович, уже имевший опыт работы в школе, с энтузиазмом воспринял своё назначение на должность директора школы. Он продолжил абсолютно все традиции, сложившиеся в школе.

фото 34

К оглавлению.

Размер шрифта
Контраст